Права потребителя        01 сентября 2018        57         0

Финансовые отношения между физическими лицами

Целевой договор займа между физическими лицами

Займодатель вправе потребовать от заемщика документальное подтверждение о том, куда были использованы средства и что в итоге получилось. Например, если гражданин берет кредит для осуществления ремонта в своем жилье, то он должен предоставить кредитору квитанции об оплате услуг строителей и о покупке строительных материалов.

Выдача крупных и средних сумм несет определенные риски для займодателя. Поэтому он вправе потребовать от заемщика залоговое имущество. Кроме того, между лицами обязательно должен быть заключен договор займа установленного образца. Образец представлен ниже.

Отношения между юридическими лицами

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными… … Юридический словарь

Гражданско-правовые отношения — отношения между гражданами и юридическими лицами, регулируемые гражданским законодательством (ГЗ), которое определяет: правовое положение участников гражданского оборота; основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др.… … Российская энциклопедия по охране труда

Образец договора беспроцентного займа между физическими лицами

  • инициалы участников сделки;
  • паспортные данные;
  • адрес регистрации и проживания сторон;
  • сумма денег;
  • место и дата передачи денежных средств;
  • срок предоставления кредита
  • условия, при которых начисляются проценты за несвоевременно возвращённые деньги
  • подписи сторон с указанием инициалов и паспортных данных.
  1. Максимальная сумма займа не может превышать 5000 рублей.
  2. Договор должен быть оформлен между гражданами, имеющими статус физических лиц.
  3. Заёмные денежные средства не должны быть использованы в предпринимательских целях.
  4. Допускается досрочный возврат денежных средств, даже если это событие не отражено в договорном соглашении. Это обусловлено неприбыльным характером сделки, кредитор в которой заинтересован в наискорейшем получении собственных денежных средств.

Какой лимит расчетов существует между юридическими и физическими лицами

  • до 100 000 рублей, когда деньги наличными передаются в кассу, а затем передаются на специальный банковский счет юр субъекта или индивидуального предпринимателя;
  • если сумма превышает более 100 тысяч рублей, тогда все взаиморасчеты между этими субъектами должны происходить только через банковские счета, потому что начинает действовать лимит.

Любая хозяйственная деятельность, которая проводится, не обходится без различных финансовых операций связанных с проведением расчета, как между субъектами хозяйственной деятельности, так и между физическими лицами. Проведение таких расчетов четко регулируется действующим законодательством, и существует определенный лимит. Для того, чтобы узнать какой лимит расчетов бывает между юридическим и физическим лицом, не обходимо ознакомится с данной публикацией.

Как заключить договор займа между физическими лицами

Исковое заявление по договору — это обращение в суд на защиту ваших прав и возврата суммы долга и/или признания права собственности на залоговое имущество, в случае если оно прописано в договоре займа. Перед подачей данного иска, необходимо пройти досудебную стадию, а именно отправку должнику претензии, в которой вы требуете полного исполнения обязательств должником. Отправляется претензия письмом с уведомлением, и после получения ее должником на руки, отсчитываете 30 дней и смело идете в суд. Четко опишите ситуацию с датами и суммами, копиями документов и другими приложениями.Четко сформулируйте свои требования. Уплатите госпошлину. Копий пакетов документов и исковых заявлений нужно три — суду, должнику и вам.

  1. Обязательно прописывайте полные паспортные данные как свои, так и заемщик, адрес проживания и регистрации. Последние данные могут различаться. Обратите на это особое внимание.
  2. Сумму займа прописывайте как цифрами, так и прописью. Обязательно прописывайте валюту займа, но помните, что неважно какая была валюта изначально, в дальнейшем все расчеты ведутся только в национальной валюте — российский рубль. Курс конвертации согласно установленному центробанком на день оплаты.
  3. Обязательно прописывайте срок пользования заемными средствами, и четкий порядок по их погашению.
  4. Данные договорные отношения могут иметь возмездную и безвозмездную форму. Другими словами, будете ли вы получать проценты или нет. Обязательно пропишите это в договоре.
  5. Учтите возможные вероятности несвоевременной уплате и пропишите штрафы и пени, возникающие по факту неуплаты в сроки.
  6. Дата и место где составлен договор также должны быть прописаны. Возможно у вас будут и другие обязательные пункты — все индивидуально.

Договор займа между физическими лицами

На сегодняшний день договор займа между физическими лицами является довольно популярной формой соглашения. Что примечательно, отношения между сторонами могут быть зафиксированы как в письменной, так и в устной форме (устная форма может применяться в тех случаях, когда сумма займа не превышает десяти МРОТ). Также отношения могут быть закреплены распиской.

Как следует из названия договора, соглашение заключается между физлицами, где одна сторона является займодавцем, а другая займополучателем (заемщик). Само соглашение при этом может разделяться на два типа: возмездное и безвозмездное. В первом случае предполагается получение выгоды займодавцем, которая может быть выражена в какой-либо форме (например, проценты на сумму займа). Безвозмездный же договор подразумевает передачу средств от первой стороны ко второй на определенный период времени и на безвозмездной основе. Иными словами, если заемщик получает от первой стороны 10 000 рублей (при денежном займе), по истечению срока займа он обязан возвратить займодавцу именно эту сумму.

Финансовые отношения между физическими лицами

Физические лица не могут находиться вне финансовых отношении, так как они постоянно используют финансы, как с внутренней так и с внешней стороны. Отсюда появляются внутренние финансы — это финансы, полученные внутри компании посредством удержания доходов и амортизации, и внешние финансы — финансовые ресурсы, привлекаемые предприятием: новые займы, выручка от продажи новых выпусков акций. Внешние финансовые ресурсы не создаются предприятием.

Обеспечение жизненных потребностей финансов физических лиц (в частности домохозяйств) — это изначальная и главная функция финансов, она создает реальные условия существования членов семьи. Развитие рыночных отношений сильно повлияло на форму проявления этой функции.

План-конспекты занятий и рефераты

1-я и 2-я группы отношений охватывают связи между индивидами.
Сюда входят различные денежные отношения по поводу формирования и использования денежных фондов физи-ческих лиц внутри первичного коллектива — семьи и близкого им круга людей, принимающих активное или пассив-ное участие в экономической деятельности конкретного человека.
Эта сфера финансов опосредует механизм физиологического воспроизводства и развития человека, а также про-цесс производства жизненных ценностей на первичном уровне, включающий акты купли-продажи рабочей силы, от-ношения между предпринимателями и другие характерные финансовые моменты рыночной экономики. Основные функции сферы:
• содержание нетрудоспособных;
• финансирование подрастающего поколения;
• обогащение как форма и средство реализации социальных потребностей граждан.
Центральное место здесь занимают семейные финансовые отношения, базирующиеся на индивидуальной или со-вместной собственности. Главное их назначение — финансирование нетрудоспособных членов и передача денежных ресурсов по наследству.
В 3-ю группу включаются отношения физических лиц с производственными, финансово-кредитными и другими организациями по поводу формирования и использования денежных ресурсов. Это основная сфера отношений, через которую происходит, с одной стороны, формирование поступлений в виде заработной платы, прибыли, дивидендов, процентов, заемных ресурсов и т.д., а с другой — инвестирование средств в исходные фонды (основной капитал и др.) негосударственных организаций. Последний момент имеет чрезвычайное значение для понимания роли и места фи-нансов физических лиц. Именно он коренным образом меняет социально-экономическое значение финансов физиче-ских лиц, превращая их в базовый функциональный элемент рыночной экономики. Исходной экономической базой организаций негосударственного сектора в условиях частной собственности может быть исключительно индивиду-альный капитал, личное состояние граждан. Нет обезличенной совместной, коллективной собственности, имеется лишь управление совместным имуществом. Любое объединение строится на участии (долевом или полном) индиви-дуальных владельцев. Отсюда все акционерные общества, товарищества — это в конечном счете частички личных де-нежных ресурсов. Соответственно при ликвидации организаций в первую и последнюю очередь удовлетворяются ин-дивидуальные интересы акционеров, пайщиков.
4-я группа отношений выражает потоки денежных фондов между гражданами и государственными структурами, в которых основное место занимает движение, с одной стороны, платежей в бюджет, а с другой — различных денежных выплат государственных организаций населению (заработная плата бюджетных работников, пенсии, социальные по-собия и др.). Главную роль при определении потоков в демократическом обществе играют граждане как владельцы денежных средств и избиратели представительных органов государственной власти. Денежные ресурсы граждан — финансовая база существования государства.
5-я группа финансовых отношений физических лиц — это денежные связи с экономическими субъектами (инди-видами, негосударственными юридическими лицами, государственными структурами) зарубежных государств, а так-же межгосударственными организациями и объединениями стран в части инвестиций, доходов, платежей, ссудного капитала, спонсорской помощи и т.д.
Цель финансов физических лиц — финансирование жизнедеятельности граждан, обеспечение денежными ресур-сами потребностей индивида, в том числе удовлетворения потребностей:
• материальных;
• в жизненном пространстве, праве на жизнь, безопасности;
• сенсорных;
• духовных;
• социальных.
Для удовлетворения основных потребностей достаточно, казалось бы, минимальной индивидуальной деятельно-сти и определенной суммы денежных средств. Совершенно иное положение складывается с реализацией социальных интересов, заключающихся в славе, лидерстве, власти и т.д. Многие наделены ярко выраженным стремлением к соци-альному самовыражению на экономическом и политическом поприще. Все это закономерно порождает новые стиму-лы и требования к объему и качеству финансов физических лиц.
По характеру планомерности финансовые отношения физических лиц подразделяются на плановые, прогнозные (индикативные) и хаотичные (стихийные). Плановый характер финансов физических лиц проявляется в рамках инди-видуальной собственности. Менее планомерный характер имеют отношения с государственными организациями, про-гнозный — с юридическими лицами и стихийный — с физическими лицами. В действительности все зависит от взаи-модействия форм собственности и специфики конкретных экономических ситуаций.
В количественном аспекте финансы физических лиц можно классифицировать как минимальные (соответствую-щие минимальному прожиточному уровню индивида), средние (соответствующие понятию среднего класса), крупные (миллионные) и сверхкрупные (миллиардные). Между количественными и качественными свойствами финансов про-слеживается закономерная тенденция: чем больше параметры финансов, тем сложнее и разнообразнее их отношения с субъектами рыночной экономики, как физическими лицами, так и юридическими и государственными структурами. Так, увеличение денежных средств индивида до определенного уровня создает возможности для осуществления им функции накопления и предпринимательской деятельности.
Финансы физических лиц, как и финансы вообще, выполняют две основные функции: распределительную и пере-распределительную. Что касается общеизвестной контрольной функции в смысле проверки качества (полноты, свое-временности и т.д.) исполнения решений, то она, безусловно, выполняется, но в рамках субъективной деятельности людей. Иными словами, ее необходимость диктуется не столько объективным содержанием финансов, сколько жела-нием каждого человека реализовать прежде всего личные интересы. Значение контрольной функции финансов физи-ческих лиц резко возрастает в условиях современного этапа перехода к рыночной экономике, когда интересы субъек-тов ставятся превыше всего. Определенный характер субъективности носят и другие, часто называемые в литературе функции — стимулирующая, производственная и т.д.

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы у молодой семьи в махачкале

Расходы физических лиц составляют важнейшую сферу бюджетов, опосредующую реализацию интересов людей. Их состав и структура определяются, с одной стороны, потребностями людей, а с другой — размерами финансовых ресурсов. Первые играют главную роль, вторые служат средством осуществления первых. Так как потребности физи-ческих лиц велики, а ресурсы ограниченны, то расходы строятся в зависимости от иерархии потребностей. Потребно-сти и расходы физических лиц можно рассматривать в четырех основных аспектах:
1) абстрактной форме без связи с конкретными субъектами — область абстрактного анализа, понятия которого свойственны любому обществу с рыночной экономикой;
2) социальной организации в среднем — социально-экономического исследования конкретного общества (страны, государства, административно-территориального и тому подобного образования);
3) отдельных категорий населения;
4) конкретного индивида — частных финансов члена общества.
В зарубежной литературе расходы физических лиц (домохозяйств) принято подразделять на три части: личные налоги, личное потребление и личные сбережения. Такая классификация представляется весьма условной. Особенно четко это просматривается в отношении личных сбережений. Их экономический смысл предполагает неиспользование имеющихся денежных ресурсов в тот или иной период времени (нахождение их в «мертвом» состоянии), что означает так называемое отложенное потребление. Совершение же с ними экономико-правовых сделок, в частности вложение в те или иные финансовые активы, будет означать инвестиционные расходы или инвестиционное потребление. Кроме того, в жизни существует множество денежных затрат (ценности, передаваемые по наследству, подарки, подношения и т.д.), не входящих в названные группы, которые целесообразно выделить в особую группу прочих расходов. С уче-том этих соображений совокупность расходов физических лиц следует подразделить на следующие четыре группы:
• потребительские;
• социально-обязательные (принудительные);
• инвестиционные;
• прочие.
Потребительские расходы связаны с поддержанием и воспроизводством человека как физиологического организ-ма, развитием человека в качестве социального индивида. Это главная сфера финансовых отношений физических лиц, определяющая все остальные.
Принудительные расходы обусловлены спецификой отдельных потребностей физических лиц, вторичностью по отношению к насущным запросам, своеобразной подчиненностью. Особый характер их удовлетворения в условиях рыночной экономики, как свидетельствует многолетняя историческая практика, невозможен без участия государст-венных структур. Расходы выражают отношения между физическими лицами и государством и сводятся в реальной действительности к налогам и другим обязательным платежам.
Социально-экономическое назначение инвестиционных расходов заключается в обеспечении реализации первых двух групп потребностей, и прежде всего в осуществлении специфических запросов отдельных индивидов.
Прочие расходы объединяют затраты, не вошедшие в первые три основные группы.
Значимость отдельных видов расходов находится в определенной зависимости от денежных ресурсов. Чем больше средств у гражданина, тем больше их направляется на социально-обязательные, инвестиционные и прочие цели.
При наличии прожиточного минимума большинство трудоспособных граждан в основном осуществляют личные потребительские расходы (на питание, одежду и т.д.), ограниченный объем обязательных платежей (налоги на доходы и имущество) и инвестиции в необходимые объекты длительного потребительского назначения (недвижимость и т.д.). По мере роста доходов расходы увеличиваются, но в разной степени: потребительские в меньшей, обязательные в большей и инвестиционные в максимальной. У богатых людей большая часть состояния находится в инвестициях, у бедных почти все ресурсы уходят на текущее личное потребление. Приблизительно так же изменяются и прочие рас-ходы: чем состоятельнее граждане, тем больше наследство, благотворительность, подарки, взятки, потери и т.д. (табл. 11.1).
В 1995 г. доля потребительских расходов составила 70,4%, обязательных платежей — 5,6, инвестиционных расхо-дов — 24%. Однако в разрезе категорий граждан положение не столь однозначно. По сравнению с 1999 г. выросло по-требление у малообеспеченной части населения. В дальнейшем по мере улучшения материального положения боль-шей части населения структура расходов стала возвращаться к 1998 г.
Такова общая характеристика расходной подсистемы финансов граждан. Рассмотрим ее отдельные компоненты подробнее.
1. Состав потребительских расходов:
• ценности длительного пользования (свыше одного года);
• ценности краткосрочного пользования (до одного года);
• услуги длительного и краткосрочного использования.
Динамика структуры потребления населения РФ в принципе идентична изменению структуры потребления в по-следние 50 лет подавляющего большинства стран мира, вставших на путь рыночной экономики. На нее влияют в ос-новном два фактора: состав потребностей и платежеспособный спрос. Развитие потребностей в условиях финансовых ограничений не влияет на структуру потребления. Поэтому если сейчас в развитых зарубежных странах доля платных услуг, включая финансирование социальных потребностей, достигает 40—50%, продовольствия — 20—30 и непродо-вольственных товаров — 20—30%, то в России на ближайшие 5—10 лет стабилизации и финансово-экономического оздоровления в структуре не предвидится.
В условиях становления рыночной экономики на фоне возрастания расходов на потребление происходит значи-тельное изменение состава потребительских расходов. Наряду с традиционными статьями затрат (питание, одежда и др.) появились новые, особое значение среди которых имеют платные услуги в образовании, здравоохранении и дру-гих сферах потребления и приобретение недвижимости потребительского характера (жилье, земельные участки и др.).
Одну из важнейших составных частей расходов граждан образуют социально-обязательные платежи, или налоги. Именно население является конечным плательщиком всех налогов.
Общество любой страны представляет собой весьма разнородную в психологическом, экономическом и социаль-ном отношении массу индивидов, не всегда стремящихся к уплате налогов. Отчуждение значительной части средств непосредственно у граждан, в большей части испытывающих недостаток в денежных ресурсах, — тяжелый процесс во всех отношениях с возможными негативными социально-экономическими последствиями.
Граждане уплачивают три группы налогов: прямые, косвенные и косвенно-прямые. Имея одно и то же экономиче-ское содержание, они различаются по механизму отчуждения. Первые характеризуют обложение получаемых доходов и имеющегося имущества, вторые — обложение использования доходов населения, третьи — обложение условий и ресурсов формирования конечных доходов граждан.
Прямое обложение доходов и имущества граждан — наиболее открытая, ясная форма налоговых взаимоотноше-ний государства и населения, фиксирующая их социально-экономическую роль в обществе. К основным прямым на-логам, уплачиваемым физическими лицами, относятся налог на доходы (подоходный налог) физических лиц, налог на недвижимость (имущество). Главную роль среди них играет налог на доходы физических лиц.
Косвенное обложение — скрытая форма изъятия средств у населения. Через цены физические лица уплачивают налог на добавленную стоимость, акцизы, ЕСН, таможенные пошлины и др.
Косвенно-прямые налоги — это платежи, связанные с функционированием имущества граждан в форме коллек-тивной или личной организации. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на прибыль и другие пла-тежи, относящиеся на финансовый результат деятельности организации (прибыль). С формальной стороны налог на имущество предприятия — это платеж юридического лица. Но по существу — это прямой вычет из прибыли собст-венника — физического лица. Аналогично налог на прибыль ОАО непосредственно снижает дивиденды владельцев акционерного общества. Косвенно-прямое обложение позволяет государству применять механизм двойного налогооб-ложения. Сначала прибыль собственников облагается как доход предприятия, а затем как доход физических лиц.
Инструментом реализации налоговой политики граждан служит налоговый менеджмент — система управления налоговыми платежами. Налоговый менеджмент физических лиц базируется на системе правового, нормативного и информационного обеспечения и сводится к совокупности мероприятий прогнозирования, планирования, организа-ции, мотивации, учета, контроля и анализа уплаты налогов.
Особое место в системе расходов граждан занимают инвестиционные расходы (инвестиции), т.е. вложения денеж-ных средств с целью получить какой-либо эффект, чаще всего доход.
У последних, по данным Центрального банка РФ, на начало 2005 г. находилось около 200 млрд руб. и 30—50 млрд долл.
Приводимые данные, к большому сожалению, не могут достоверно отражать сложившуюся ситуацию в РФ, по-скольку значительная часть жизненных ценностей создается в сфере неформальной экономики. Ее доля в ВВП, по оценкам экспертов, колеблется от 25 до 50%.
Прочие расходы объединяют различные дары и утраты. Дары осуществляются в виде передачи ценностей различ-ным экономическим субъектам (физическим и юридическим лицам) по наследству, благотворительной помощи (фи-зическим и юридическим лицам), меценатства, спонсорства, различных подношений (церкви и т.д.), взяток и просто подарков. Большая часть их — это средства, Передаваемые по наследованию. Каждый человек имеет право подарить (безвозмездно передать) свои материальные и нематериальные ценности другому любому экономическому субъекту как во время жизни, так и по ее окончании. Дарения граждан через институт наследства охватывают стоимость всего национального богатства и ВВП государства, находящегося в частной собственности. Наследство конкретных людей может составлять от десятков долларов до миллиардов долларов. Значительные средства расходуются на дары по слу-чаю знаменательных событий в жизни человека (Рождество, день рождения, свадьба, различные юбилеи и т.д.). В жизни соотношение стоимости наследства и подарков часто определяется размерами налогообложения и характером социально-экономических отношений отдельных людей с родственниками и другими гражданами.
Значительные расходы граждан связаны с потерями денежных средств и материальных ценностей, материальным ущербом в связи с различными бедствиями (наводнения, землетрясения и т.п.), хищениями движимого имущества.
Доходы физических лиц составляют вторую часть индивидуальных бюджетов.
Функции доходов состоят в денежном обеспечении текущего существования человека, воспроизводства элемен-тов его общественной потребительной полезности, условий его совершенствования и воспроизводства. В действи-тельности они осуществляются посредством функционального механизма, в котором центральное место занимают до-ходы как стоимостный инструмент. Все это обусловливает крайне высокую значимость доходов в аспектах: гражда-нина, государства, негосударственных юридических лиц, жизни общества в целом.
В условиях рыночной экономики доходы гражданина определяют главную финансовую базу личного потребления и развития, уровень его благосостояния и место в социально-экономической структуре общества. Они формируют со-вокупный потребительский платежеспособный спрос, основные направления развития экономики страны в междуна-родные социально-экономические и культурные коммуникации. Именно доходы населения служат источником фи-нансовых и капитальных инвестиций общества. Определенную роль в потреблении играет натуральное хозяйство, со-ставляющее незначительную долю в экономике.
Доходы общества могут быть выражены несколькими показателями: национальным доходом, чистым доходом на-селения (национальный доход за вычетом налогов). Все они измеряются в абсолютном (в национальной или конвер-тируемой валюте) и относительном выражениях (в процентах или коэффициентах) в расчете на душу населения, сред-нюю семью, единицу того или иного объекта, региона по отношению к какой-либо базе. Конкретные показатели во многом зависят от методики исчисления национального дохода: по месту создания стоимости продукта или по источ-никам получения непосредственных доходов.
С переходом на рыночные условия хозяйствования, учета и отчетности доходы населения рассчитываются по до-ходам всех граждан производственной и непроизводственной сфер страны.
Доходы поступают из трех сфер: негосударственных организаций, государства и зарубежных экономических субъектов и подразделяются на денежные и натурально-вещественные.
Основные доходы населения составляют внутренние денежные поступления. У большинства трудоспособного на-селения их главный вид — оплата труда наемных работников (заработная плата с премиями и добавками), состав-ляющая 70—100% всех денежных поступлений.
Вторым источником денежных средств граждан служат доходы от предпринимательской деятельности (проценты, дивиденды, прибыль и др.)
Третий источник — это денежная оплата индивидуальной производственной деятельности, а также выручка от реализации продукции личного хозяйства. Большая часть получателей находится в сельской местности, занимаются индивидуальным производительным трудом или оказывают различные услуги.
Четвертый источник — социальные поступления, компенсации и выплаты (пенсии, стипендии, субсидии, матери-альная помощь, пособия и т.п.).
Прочие поступления — это дары, клады, подношения, взятки и т.д. В былые времена самостоятельная жизнь мно-гих людей начиналась с выделения родственного пая и поправлялась с получением наследства. В рыночной экономи-ке все осталось по-прежнему. Приличные дары на свадьбу (квартира, дом, автомобиль, значительные денежные сум-мы) нередко составляют необходимый первоначальный капитал молодых граждан, а солидное наследство часто — потомственный бизнес.
Натуральные поступления составляют меньшую часть доходов граждан и включают: продукцию подсобных хо-зяйств, оставляемую для личного потребления; продукцию домашнего хозяйства (хранение, приготовление пищи, ре-монт своими руками, стирка и другие домашние работы); недвижимость (жилье, земельные участки, т.д.), получаемую от различных экономических субъектов; различного рода услуги (транспортные, информационные, образовательные, медицинские и т.д.); прочие натуральные ценности.
Натуральные доходы сложнее поддаются официальной стоимостной оценке, поскольку часто носят скрытый ха-рактер. Более того, значительная часть личного подсобного хозяйства, и особенно домашнего, вообще не учитывается по стоимости. Поэтому если за рубежом приготовление пищи, ремонт жилья в основном осуществляются специализи-рованными негосударственными организациями, что служит формой их предпринимательской деятельности, то в Рос-сии и ряде других стран домашний труд, к сожалению, до сих пор не стал объектом должного социально-экономического признания и официального учета. Хотя общеизвестно, что на домашнюю продуктивную деятельность в каждой семье ежедневно затрачивается в среднем два-три человеко-часа.
Лишь небольшая доля натуральных доходов, официально передаваемая одними экономическими субъектами (ор-ганизациями, физическими лицами) другим, учитывается. В большинстве случаев их получают высококвалифициро-ванные работники, менеджеры, управляющие в государственной и негосударственной сферах.
Следует различать валовые и чистые доходы граждан. Последние отличаются от первых на сумму законодатель-ных выплат государственным органам. При этом сумма налогов может быть реальной и номинальной. Номинальную сумму налогов составляют вычеты в виде прямых налогов. Реальная складывается из номинальной суммы и суммы косвенного обложения.
Уровень и структура доходов населения всецело зависят от состояния и динамики общих социально-экономических показателей государства.
Основным источником доходов населения страны служит ВВП. Правильность его исчисления во многом опреде-ляет достоверность благосостояния общества. Между тем РФ — единственная страна, методика определения ВВП в которой отличается весьма характер¬ной особенностью: в состав внутреннего продукта включается стоимость продук-ции теневой экономики без финансовой отчетности.
В этой связи доходы населения также следует подразделить на легальные, учитываемые государственными струк-турами, и неле¬гальные, находящиеся за рамками официального учета. К последним относятся поступления от неле-гального бизнеса, коррупции, взяточничества и т.д. Значительный их объем и специфические со¬циально-экономические последствия порождают особую и крайне важную проблему современного развития — обеспечение социаль¬ной стабильности.
Ухудшение значений важнейших параметров экономического положения населения России по сравнению с при-нятыми в мировой практике свидетельствует о чрезвычайно сложной социальной ситуации.
Данные свидетельствуют о значительном отставаний России от основных критических значений социально-экономических показа¬телей мировой практики. Особенно настораживает низкий уровень показателей соотношения минимальной и средней заработной пла¬ты, доли бедного населения, а также состояние децильного коэф¬фициента дифференциации доходов граждан. Именно они лежат в основе финансовой и налоговой политики физических лиц, о чем ярко показала практика повсеместной реализации известного Феде¬рального закона о монетизации льгот граждан России.
Несмотря на уменьшение доли официальной заработной платы в общих доходах, она остается основной формой доходов в РФ. В США доля заработной платы в 90-е гг. XX в. составляла в нацио¬нальном доходе 70—75%, в доходах населения 75—80%, доходы соб¬ственников соответственно — 7—9 и 10—15%. Таким образом, за¬работная плата слу-жит основным стабильным источником денеж¬ных ресурсов в условиях рыночной экономики. Доходы индивиду¬альных предпринимателей без образования юридического лица, фермеров, объединяя заработную плату, прибыль, ренту, процент, занимают незначительное место. Этот уровень — критерий продук¬тивной деятельности, залог соци-ально-экономического равновесия и благополучия общества.
На доходы граждан влияют государственные, негосударственные и рыночные факторы. К государственным отно-сятся те, что уста¬навливаются различными государственными структурами власти: федеральными, субъектными, му-ниципальными. Они подразделя¬ются на основные (прямые), дополнительные и косвенные. Прямые — это заработная плата работников бюджетной сферы и другие; допол¬нительные — различные выплаты и другие виды стимулирова-ния. Косвенные объединяют опосредованные натуральные и денежные формы (предоставление бесплатных благ, цен-ностей и услуг). Важ¬нейшие из них: предоставление жилья (квартиры, коттеджи), про¬дуктов, жилищно-коммунальных услуг, образовательных, медицин¬ских, социально-культурных, информационных и транспортных ус-луг и т.д., а также различные денежные компенсации. Косвенные добавки составляют значительную часть доходов высшей категории чиновников различных уровней власти, а также руководящих ра¬ботников бюджетных учреждений.
Особое значение имеют два фактора: налоговая политика и ва¬лютный курс правительства.
Налоги играют большую роль в динамике доходов населения. Именно они в значительной степени определяют динамику плате¬жеспособного спроса граждан. В этой связи важное значение имеет управление динамикой, прогнози-рование, планирование и реализа¬ция ее влияния на общий уровень доходов.
К косвенным факторам воздействия на реальные доходы насе¬ления относится и инфляция, понимаемая как обес-ценение денеж¬ной единицы Российской Федерации (рубля) и выражающаяся в росте цен на товары и услуги. Пред-ставляя собой инструмент скры¬того перераспределения стоимости доходов конечных потребителей — населения, она становится действенным инструментом государст¬венной денежно-кредитной и социально-экономической политики.
Одна из важнейших составных частей доходов граждан — по¬ступления от предпринимательской деятельности. С развитием ры¬ночной экономики в России они неуклонно растут. В 1991—1992 гг. Госкомстат РФ не имел данных по этой статье поступлений, но уже в 1993 г. их доля в общем объеме доходов населения определялась в 24,8%, в 1995 г. — 17,6, в 2000 г. — 16,4, и в 2005 г. — 14,5%.
Доходы от предпринимательской деятельности подразделяются на пять основных групп:
1) от собственности (сдачи имущества в аренду и т.д.);
2) от вложений в финансово-кредитные институты (страховки, проценты по вкладам и т.п.);
3) от инвестиций в финансовые инструменты (акции, облигации и другие ценные бумаги и валюту);
4) от инвестиций в производственный капитал;
5)прочие.
Если первые три группы являются следствием пассивного предпринимательства, т.е. не связаны с созданием цен-ностей (товаров и услуг), то четвертый возникает в результате продуктивной деятель¬ности гражданина, дающей наи-большую пользу обществу.
Пятая группа включает доходы от скрытой предприниматель¬ской деятельности, т.е. неформальной экономики.
Вместе с тем надо отметить, что доходы от инвестирования де¬нег получает, как правило, состоятельная часть на-селения, состав¬ляющая 10—15% трудоспособных. Еще в большей степени эта кар¬тина характера для вложения средств в ценные бумаги и депозиты. Если депозиты в какой-то степени и встречаются в практике дея¬тельности кре-дитных учреждений по обслуживанию населения, то приобретением ценных бумаг занимаются лишь граждане с вы-со¬кими доходами.
Важное место в доходах населения занимают социальные поступле¬ния. Они обусловлены различием социально-экономического состоя¬ния отдельных членов общества, в их материальном обеспечении.
Основная часть социальных доходов граждан формируется из государственных средств через систему государст-венного социаль¬ного страхования, включающую выплаты из ПФ РФ (пенсии), ФФСС РФ, ФОМС, а также адресные пособия из федерального, субъектного и местных бюджетов. В одних странах (США и некото¬рых других) финансиро-вание личного страхования осуществляется, как правило, за счет ресурсов самих граждан и негосударственных орга-низаций- В других (страны Скандинавии, Ближнего Востока) предпочтение отдается государственному социальному страхованию. В условиях замены административно-командной экономики на ры¬ночную в России реализуется курс на постепенный переход к са¬мофинансированию страхования граждан.
Роль социальных доходов можно проследить по отношению к разным категориям: населению в целом, среднеста-тистическому гражданину, отдельной категории населения, государству. Обще¬принятыми показателями являются со-циальные выплаты на душу населения, доля выплат в совокупной заработной плате, доля вы¬плат во внутреннем вало-вом продукте и национальном доходе стра¬ны. Более значительными представляются относительные показате¬ли: доля выплат в доходах (для внутреннего исследования) и в ВВП (для межнациональных сравнений).
Большая часть социальных доходов поступает из пенсионных фондов. Уровень совокупных пенсионных выплат и средней пен¬сии, а также организация пенсионного страхования — предмет ост¬рых политических дискуссий, затраги-вающих все слои населения и государственную власть.
По Доле пенсионных расходов в ВВП Россия уступает большин¬ству основных европейских стран в 1,5—3 раза. На 40% населения России (пенсионеры) приходится 5,5% внутреннего продукта, что в семь раз меньше, чем в среднем на одного гражданина. Такой раз¬рыв между средним и низшим уровнями материальной обеспечен¬ности граждан по научно обоснованным международным критери¬ям считается нецивилизованным, более того, опасным для станов¬ления и развития демократического государства.
На систему пенсионного обеспечения значительное влияние оказывает механизм выплат. Возможно, пенсионное страхование будет более рациональным, когда пенсионный фонд станет единст¬венным источником государственных пенсий, а сфера его деятель¬ности ограничится исключительно пенсиями.
Важное значение в доходах малообеспеченного населения име¬ют социальные пособия:
• пособие по безработице;
• социальная помощь лицам, находящимся на иждивении безработных;
• социальная помощь безработным, утратившим право на получение пособия по безработице;
• оплата временной нетрудоспособности безработным;
• досрочные пенсии.
Значительная доля социальных государственных выплат осуще¬ствляется через федеральный, субъектные и мест-ные бюджеты. При этом они подразделяются на несколько частей: одна поступает гра¬жданам через фонды социально-го страхования (пенсии военным и т.д.), вторая — непосредственно в виде пособий, материальной по¬мощи, различных ведомственных выплат и т.д. Особую роль среди них играет пособие по безработице. Его размер в России по срав¬нению с развитыми странами чрезвычайно мал. В среднем пособие по безработице составляло в 90-е гг. прошлого ве-ка 20—30% сред¬ней заработной платы по сравнению с 40—60% в большинстве вос¬точноевропейских стран. Размер пособия по безработице в России достигает 30—50% регионального прожиточного минимума.
Немаловажное значение в доходах имеют прочие доходы, скла¬дывающиеся из ценностей, получаемых по насле-дованию, дарению и др. Наибольшую роль они играют в финансах молодых людей, начинающих самостоятельную жизнь.
Формальная систематизация и сопоставление всех доходов и расходов граждан представляет собой бюджетирова-ние индивиду¬альных финансов. Главный его результат — составление бюджета граждан на месяц, полугодие, год и т.д. Бюджет граждан, как и го¬сударства, может быть профицитным, дефицитным и сбалансиро¬ванным. Подавляющее большинство людей предпочитают иметь профицитный бюджет, с тем чтобы отложить часть денежных средств на «черный день».

Рекомендуем прочесть:  Возврат госпошлины арбитраж при отказе от иска

Государственный кредит (Government credit)

Облигация — ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

В развитых странах вложение средств в государственные облигации рассматривается как относительно безрисковое вложение. Указанным облигациям также присуща высокая степень определенности. То есть инвесторы знают, что они имеют дело с государством, что государственное управление является в большей мере стабильным и последовательным и что возникновение неожиданностей, которые бы существенно ухудшили положение инвесторов, исключаются.

Свежие комментарии