Права потребителя        09 ноября 2018        109         0

Приставы не могут вести исп производства по взыскания с бюджетов бюджетной системы любого уровня

Бюджетным кодексом предусмотрены действия органа, обслуживающего лицевые счета должника, при отзыве взыскателем искового заявления. В соответствии с п. 9 ст. 242.3, п. 8 ст. 242.4 и п. 8 ст. 242.5 БК РФ при поступлении в орган, обслуживающий лицевые счета бюджетных учреждений — должников, заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично не исполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ ВЗЫСКАНИЯ НА СРЕДСТВА БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

В целом к оценке такой меры принуждения, как приостановление расходных операций, арбитражные суды подходят достаточно осторожно, что, безусловно, необходимо учитывать взыскателям. В частности, при исполнении судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований в порядке ст. 242.2 БК РФ арбитражные суды отмечают, что возможность приостановления расходных операций главного распорядителя средств соответствующего бюджета указанной статьей не предусмотрена. Взвешенно подходить к применению данной меры воздействия на нарушителя бюджетного законодательства арбитражные суды призывают и органы казначейства. Как свидетельствует практика, суды оценивают факт приостановления расходных операций по лицевому счету должника наряду с иными положениями БК РФ. В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу ст. 283 БК РФ. Иными словами, органы казначейства вправе применять данную меру только если должник имеет соответствующие лимиты либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2019) «Об исполнительном производстве»
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Приставы не могут взыскать деньги с администрации

Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение, в случае не исполнение решения суда в течение трех месяцев, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.

Рекомендуем прочесть:  Получить копию решения суда

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Важной гарантией соблюдения права взыскателя на исполнение судебного акта является то, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника — бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения в связи с отсутствием у должника лицевого счета в конкретном органе федерального казначейства. Орган федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения. Данная правовая позиция имеет подтверждение в судебной практике и основывается на следующем.
Пунктом 1 ст. 242.3 БК РФ установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Отсутствие лицевого счета должника в отделении УФК не является основанием для возврата исполнительного листа, поскольку п. 3 ст. 242.1 БК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата исполнительного документа . Указанный перечень расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, если взыскателем в установленный законом срок предъявлен соответствующий требованиям исполнительный лист или судебный приказ вместе с необходимыми документами, то орган федерального казначейства не вправе возвращать исполнительный документ взыскателю без наличия законных оснований.
———————————
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 N 6758/08 по делу N А51-6706/20076-219 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 2; Определение ВАС РФ от 17.02.2009 N 915/09 по делу N А05-6153/2008 // КонсультантПлюс.

Вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1) предъявляются ли листы по таким должникам в казначейство? есть ли у БУ там счета? или у них в обычных банках счета (я встречал у образовательных учреждений часто счета в Банке Москвы, например, хотя госорганы тоже учреждения и у них счета в казначействе)?

Конференция ЮрКлуба

Статья 242.2 Бюджетного кодекса РФ указывает, что для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) взыскатель направляет в адрес Министерства финансов РФ следующие документы: исполнительный лист с заверенной судом копией судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист или судебный приказ, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Рекомендуем прочесть:  Алименты на совершеннолетнего ребенка инвалида

Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ

В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Федеральное казначейство

2.1. Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Об утверждении методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Аналогичная позиция у суда в другом деле — от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения. Это означает, что если решение вынесено против государства, то именно государство, а не взыскатель обязано проявить инициативу для исполнения этого решения[8].

Особенности взыскания с должников – получателей средств бюджета

Кстати, имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику имущества (п. 4ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). В силу аналогичности многих норм по взысканию задолженности бюджетного и автономного учреждения автор считает, что и это положение бухгалтер АУ вправе взять на вооружение в практической работе.

Рекомендуем прочесть:  Когда алкоголь выйдет из организма

Исполнительное производство в АУ

Кстати, имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику имущества (п. 4 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). В силу аналогичности многих норм по взысканию задолженности бюджетного и автономного учреждения автор считает, что и это положение бухгалтер АУ вправе взять на вооружение в практической работе.

Все дела: гражданские и уголовные

Следует отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 20 марта 2008 г. N 153-О-О, согласно которой индексация не носит характер гражданско-правовой ответственности и не может быть поставлена в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения.

Особенности взыскания с должников

Прежде всего, обращает на себя внимание орган принудительного исполнения судебного акта. В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса РФ, не служба судебных приставов-исполнителей, а Министерство финансов Российской Федерации исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации. В статье 239 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. А это означает, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Никакой иной орган государства не вправе выносить акты о взыскании средств из бюджета.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ

Положения ст. 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям. И в случае предъявления взыскателем исполнительного документа по делу данной категории непосредственно в структурное подразделение службы судебных приставов этот документ не влечет возбуждение исполнительного производства и возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного БК РФ .

Исследовательский центр частного права иски и судебные решения

Свежие комментарии